Чему обучают ребёнка в детском саду
Цель программы:
- формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);
- формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
- формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; - развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- овладению навыками речевого развития; - развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации.
В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать общее представление о множестве и числе;
- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
- знакомить с составом числа; - учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- учить сравнивать множества;
- знакомить с математическими знаками.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- развивать инициативу.
Воспитательные:
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность;
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Планируемые результаты освоения Программы
Ребёнок знает и умеет:
- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками +, -, =;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти; - составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа; - знать геометрическую фигуру — трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; - понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы; - самостоятельно формулировать учебные задачи.
Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 2–7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
– систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
– организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.
Цели Программы:
– раскрытие основных направлений речевого развития детей 2–7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 2–7 лет;
– создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте;
– формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению;
– введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи Программы:
– развитие потребности активно мыслить;
– создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления);
– формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении. – обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
– развитие логических форм мышления;
– формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование инициативности, самостоятельности;
– обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения;
– развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.). – Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование);
– формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму;
– обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.
Ребенок:
– проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
– адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
– выражает свои мысли;
– проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
– проявляет любознательность;
– интересуется причинно-следственными связями;
– обладает элементарными представлениями в области речевого развития;
– способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
– обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».
Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель программы:
формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1) Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2) Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3) Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
4) Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» – распредмечивание и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория; интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.
5) Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6) Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7) Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно- эстетическом освоении окружающего мира.
8) Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца»
Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип культуросообразности
- Принцип сезонности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип цикличности
- Принцип оптимизации и гуманизации воспитательного процесса
- Принцип развивающего характера художественного образования
- Принцип природосообразности
- Принцип интереса
Планируемые результаты освоения Программы
1. Способность эмоционального переживания.
Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Симпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности.
2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Художественный опыт передается ребенку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате – складывается опыт художественно-творческой деятельности. Появляются способности, позволяющие ребенку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). Овладение детьми обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.